Как восстановить аккумулятор ноутбука?[В[ОС]становление данных] zhitsoboy.ru

Как восстановить аккумулятор ноутбука?[В[ОС]становление данных]

Какие есть способы, чтобы восстановить аккумулятор ноутбука?

Мобильность становится одним из основных преимуществ успешного человека. Не так давно в наших домах преобладали настольные компьютеры, которые теперь активно теснят ноутбуки, планшеты, смартфоны. И, если планшет и смартфон несколько ограничены в своих вычислительных возможностях, то ноутбуки вполне могут заменить десктоп. Собираясь в командировку или отпуск, вы можете вместе с ноутбуком взять своё рабочее место. Это документы, фильмы, музыка, игры и т. п. В полёте можно скоротать время за просмотром фильмов. Однако всё это возможно до тех пор, пока аккумулятор находится в рабочем состоянии. Если батарея ноутбука вышла из строя, то прощай мобильность. Ноутбук моментально привязывается к розетке и превращается в обычный ноутбук. В этом случае приходится покупать новую АКБ. Но, что если аккумуляторов к вашему устаревшему ноутбуку уже не продаётся? Или вы просто хотите самостоятельно заняться решением этой проблемы? Тогда поговорим про восстановление аккумулятора ноутбука своими руками.

Когда требуется восстановление аккумулятора ноутбука?

Прежде чем рассказать о том, как восстановить аккумулятор ноутбука, нужно разобраться, в каких случаях требуется восстановление. Сразу отметим, что в статье речь идёт об аккумуляторных батареях с литиевыми элементами. Такие АКБ устанавливаются практически во всех современных ноутбуках. Производители литиевых аккумуляторов заявляют о том, что их срок службы составляет примерно 400─500 циклов зарядки-разрядки. По времени это составляет примерно 3─4 года. Хотя может быть и 2 года. Это зависит от интенсивности эксплуатации вашего лэптопа.

АКБ ноутбука в большинстве случаев имеет в своём составе 4─8 банок. Иногда бывает 2 или 12. Процессом заряди и разряда этих банок управляет контроллер. Это печатная плата с микросхемами, соединённая с аккумуляторными элементами.

Итак, когда требуется восстановление аккумулятора лэптопа:

  • аккумуляторные элементы (банки) исчерпали свой ресурс. Может возникнуть ситуация, когда не работают отдельные банки. При этом управляющий контроллер исправен. В этом случае производится замена неисправных элементов (или всех сразу). Такая процедура носит название «перепаковки» аккумулятора;
  • аккумуляторные элементы претерпели глубокий разряд. В этой ситуации банки исправны, но контроллер батареи блокирует их зарядку из-за низкого напряжения. Он «думает», что элементы неисправны и отключает их. В этом случае восстановление батареи ноутбука своими руками сводится к балансировке банок. Это делается с помощью зарядного устройства с функцией балансировки. Если балансировка не даёт результата, тогда нужно провести заряд каждой литиевой банки по отдельности;
  • сломался контроллер. Что именно вышло из строя на контроллере, трудно диагностировать в домашних условиях. Если делать восстановление аккумулятора своими руками, то придётся заменить его на новый.

На изображении ниже можно посмотреть устройство аккумулятора ноутбука внутри:

Аккумуляторная батарея лэптопа внутри

Дополнительно можете прочитать материал, из-за чего не заряжается аккумулятор ноутбука.

Инструменты, чтобы реанимировать аккумулятор ноутбука

Чтобы восстановить батарею ноутбука потребуются следующие инструменты:

  • Мультиметр;
  • Нож, отвёртка или другие подходящие инструменты для разборки корпуса АКБ;
  • Паяльник, припой, флюс;
  • МФУ зарядное устройство с функцией балансировки типа iMAX B6;
  • Клей, изолента для сборки корпуса после восстановления АКБ;
  • Новые литиевые аккумуляторы.

Литиевые аккумуляторные элементы должны подбираться с электрическими характеристиками, аналогичными старым. То есть, придётся поискать и заказать в интернете аналогичные новые батарейки. Если найдутся подходящие, тогда можно будет восстановить батарею лэптопа.

Как восстановить батарею ноутбука?

Разборка аккумулятора и диагностика

Перед тем как реанимировать батарею, нужно её разобрать и проверить. Довольно сложное дело, поскольку производители аккумулятор совершенно не заботятся о ремонтопригодности своих продуктов. Наиболее распространённый вариант соединения корпуса – это проклейка. Поэтому придётся изрядно поковыряться с использованием подручных средств. Редко встречаются корпуса батарей, собранные на защёлках. С ними значительно проще. Есть и запущенные варианты, когда корпус выполнен из цельного пластика. Тут придётся изрядно повозиться.

Разборка корпуса аккумулятора

В случае склеенного корпуса алгоритм действий должен быть следующий. Немного разогрейте шов феном и легонько постучите по нему молотком. Старайтесь разогревать шов локально, чтобы вся батарея не грелась. Разогрев для литиевых элементов опасен. После этого вскрывайте корпус по шву с помощью острого инструмента. Это может быть нож, тонкая отвёртка, скальпель и т. п. Не проткните корпус насквозь, чтобы не повредить ножом сами литиевые банки и контроллер.

После вскрытия корпуса визуально проверьте внутренности аккумулятора на предмет дефектов. На плате контроллера не должно быть выгоревших элементов и иных повреждений. Осмотрите сами банки. Они не должны быть вздутые, иметь подтёки и повреждения. Это важно при замене отдельных элементов и выполнении балансировки. Если меняете уже износившиеся аккумуляторы, то меняйте их сразу все.

Измерение напряжения батареи

С помощью мультиметра проверьте напряжение на выводах аккумулятора. В случае глубокого разряда и срабатывания блокировки элементов контроллером, напряжение на АКБ должно быть. Значение будет небольшим, но должно быть. Если его нет, то причиной поломки батареи является разрыв сборки или выход из строя контроллера.

При глубоком разряде можете попробовать провести балансировку. Для этого от контроллера отпаиваются провода, которые идут от сборок к контроллеру. После этого они подключаются к зарядному устройству в режиме балансира. На плате контроллера также следует найти точки для балансировки и подключить к ним устройство. Вполне может быть так, что это не поможет. Тогда придётся разобрать элементы и провести восстановление каждого из них. Если и это не поможет, то, значит, они отработали свой ресурс. В этом случае покупаете аналогичные новые и меняете на них.

Замена элементов АКБ

Если вы решили заменить аккумуляторные элементы в своей батарее, то обязательно зарисуйте схему их соединения перед тем, как их отсоединить. Берёте бумагу и рисуете на ней элементы с местами подключения плюсовых и минусовых выводов. Кроме того, подробно обозначьте места пайки сборок, их подключение к контроллеру. Если есть термодатчик, зарисуйте куда он был припаян.

Прежде чем восстановить аккумулятор, нужно найти новые аккумуляторные банки. Для этого, смотрите маркировку ваших элементов и выясняете их точные электрические параметры.

Универсальный совет здесь можно дать только один. Покупайте такие же элементы, как и ваши. Всё остальное нужно выяснять в каждом конкретном случае.

В аккумуляторах ноутбуков часто используются цилиндрические литиевые батареи 18650. Их номинальное напряжение 3,7 вольта, а ёмкость 2200 мАч. Хотя все это может отличаться даже в рамках продукции одного производителя для разных моделей. Напряжение может быть 3,6 вольта, а ёмкость 2400, 1100, 2600 и другие.

Литиевые элементы 18650

Сборка батареи

После того как вы спаяли все элементы в сборку и подключили контроллер, измерьте мультиметром напряжение на выводах. Значение напряжения должно быть близким к номиналу вашей АКБ. Затем собираете корпус. В большинстве случаев его придётся склеивать. Так, что запаситесь универсальным клеем или для пластика. Если эта процедура не удастся, то скрепите корпус при помощи изоляционной ленты. Если на корпусе имеются защёлки, то никаких трудностей не возникнет.

Затем вставляете аккумуляторную батарею в ноутбук. При необходимости заряжаете. Также можно провести раскачку элементов батареи. Как раскачать аккумулятор ноутбука, мы уже писали неоднократно. Для этого нужно провести несколько полных циклов заряда и разряда.

Как толкнуть аккумулятор ноутбука?

Иногда в случае глубокого разряда элементов их можно толкнуть для возвращения к жизни. Толкнуть означает пропускание через них большого тока (порядка 10─20*Сн) за очень короткий промежуток времени. Этот вариант может подойти для тех, кто не имеет многофункционального устройства для балансировки банок. Стоит сказать несколько слов о том, как оживить аккумулятор ноутбука этим способом.

  • Автомобильный аккумулятор или другой источник тока с аналогичными характеристиками;
  • Изолента;
  • Два медных провода.

Затем снова измеряете мультиметром напряжение на подопытном. Оно должно немного подрасти. В идеале его нужно поднять как можно ближе к номинальному. Эту операцию проделываете со всеми аккумуляторными банками.

Затем сборка и контрольный замер всей сборки. Если напряжение будет близким к номинальному значению для АКБ, то батарея сможет в дальнейшем заряжаться от ноутбука. Это может помочь, только когда сами батарейки работоспособные, а «тупит» контроллер. Если аккумуляторы старые, это мероприятие бесполезно.

Несколько советов по эксплуатации батареи лэптопа

В заключение статьи немного о том, как следует эксплуатировать аккумуляторную батарею ноутбука.

  • Если большую часть времени на ноутбуке вы работаете от сети у себя дома или на работе, то стоит вынуть аккумулятор. Ноутбук будет без проблем работать так. Правда, отрицательный момент в том, что при отключении электричества в помещении, отключится и лэптоп. Конечно, если он не подключён через источник бесперебойного питания;
  • Перед отправкой аккумулятора на хранение зарядите его примерно на 50% от номинальной ёмкости. Он должен храниться в сухом прохладном месте, где на него не падает солнечный свет. Рядом с АКБ не должно быть источников тепла. Примерно 1 раз в 2─3 месяца следует делать цикл зарядки и разрядки батареи;
  • В операционной системе рекомендуется установить настройки, которые ориентированы на экономию заряда батареи. В частности, установите энергосберегающий режим, снизьте яркость дисплея. Если не используются беспроводные модули (Wi-Fi, Bluetooth), то отключите их.

Калибровка, ремонт и восстановление батареи ноутбука, который не заряжается

Вопрос, почему не заряжается батарея ноутбука, со временем начинает тревожить всех пользователей портативных компьютеров. Ремонт аккумулятора, при отсутствии профильных знаний, достаточно сложный.

Типы источников питания

Аккумуляторы типа NiMH/Li-ION, при правильной эксплуатации, имеют ресурс от 400 до 600 полных циклов разрядка-зарядка, что равняется примерно 1,5-2 года службы. Практически во всех современных ноутбуках, используются Li-ION аккумуляторы, которые менее уязвимы к неправильному режиму зарядки, и в отличии от NiMH, не имеют «эффекта памяти» (отсутствие необходимости полной разрядки перед зарядкой), более легкие и менее габаритные, практичнее в ремонте. Поэтому данная статья ориентирована на Li-ION элементы.

Памятка по эксплуатации

Термин «правильная эксплуатация» подразумевает под собой несколько факторов правильного использования, независимо от общей емкости, например:

  • При эксплуатации новой батареи, обязательные «тренировочные» 5-6 циклов полной разрядки-зарядки. Разрядку необходимо производить в усиленном режиме, путем нагрузки на ЦП и жесткий диск, настройки максимальной яркости дисплея, а также включения модулей беспроводной связи Wifi и Bluetooth.
  • Если аккумулятор длительное время не используется, рекомендуется произвести полную его зарядку, после чего хранить в достаточно теплом месте (оптимальная температура от +15 до +35 Цельсия), периодически (раз в несколько месяцев) подключать к ноутбуку и подзаряжать.
  • Не допускать полной разрядки аккумулятора, поскольку современные типы Li-ION имеют свойство уменьшать свою емкость при абсолютном разряде, порог которого не ниже 13%.
  • Не ронять на твердую поверхность, физические повреждения уменьшают долговечность батареи. Это касается и поверхности, на которой размещается ноутбук, она не должна вибрировать.
  • Исключение попадания в батарею влаги и прочих проводников, во избежание короткого замыкания.
  • Рекомендуется раз в 2-3 месяца производить минимум один цикл полной разрядки-зарядки, это в случае, когда работа компьютера регулярно производится от сети.

Реанимация источника питания

Попробуем разобраться в том, как восстановить аккумулятор ноутбука. Существует несколько способов восстановления севшего аккумулятора на ноутбуке и его ремонта. Поскольку цена на эту деталь достаточно высокая, не всегда имеется возможность купить новую батарею.

Можно сделать несколько циклов полной разрядки-зарядки, и если емкость не сильно потеряна, контроллер аккумулятора лаптопа зарядит те незаряженные сектора, которые были неактивны при использовании ноутбука от сети. Это объясняется тем, что при регулярной неавтономной работе компьютера, с подключенным аккумулятором, пользователь наблюдает на экране уровень заряда порядка 90-97%, а в это время зарядка не происходит. На самом деле, контроллер батареи, для безопасной зарядки, в определенные моменты понижает порог допустимой емкости каждого сектора аккумулятора, так как считает эти участки неисправными. Это и есть главный фактор, по причинам которого отсутствует возможность полного заряда через обычный блок питания в тех батареях, которые в процессе глубокой разрядки потеряли свое напряжение.

Использование комбайна

Единственный способ восстановления таких аккумуляторов — это зарядка через специальные «комбайны», например iMax B6.
Правильно сделать ремонт разряженной батареи своими руками через зарядное устройство iMax B6, необходимо следующим образом:

  1. Разобрать аккумулятор. Производители не делают в их корпусе болты или шурупы, в основном крепеж держится на пластиковых защелках изнутри, которые для большей защиты обрабатываются клеем. Исключением являются только модели Samsung — здесь клей отсутствует. Поэтому надо вручную расчехлить корпус на линии стыков и аккуратно снять из защелок.
  2. Вынуть блок аккумуляторов с контроллером. Убедиться, нет ли на проводниках физических повреждений, окиси метала или коррозии, при их наличии осторожно почистить.
  3. Проверить с помощью мультиметра работоспособность предохранителя, который имеет форму низкоомного резистора и находится на контроллере возле провода «минус».
  4. Проверить с помощью мультиметра пригодность контроллера, путем снятия показателей крайних двух контактов, что подключаются к самому ноутбуку. Здесь должно отображаться напряжение в вольтах, которое написано на крышке зарядного устройства. Если значение не соответствует, значит либо контроллер вышел со строя, либо сгорел предохранитель, либо один или несколько блоков батареи были подвергнуты глубокой разрядке.
  5. На этом шаге должна быть проведена калибровка аккумулятора ноутбука. Для проверки пригодности всех блоков зарядного устройства по очереди, а их в среднем шесть по два параллельных, необходимо откалибровать мультиметром уровень напряжения. Если заряд в определенном блоке ниже указанного, блок нужно либо менять, либо попробовать восстановить в режиме балансировки/калибровки с помощью специального зарядного устройства iMax B6. Замена осуществляется ручным изъятием нерабочего блока, путем выпаивания скрепляющих металлических элементов и установкой в обратном порядке.
  6. Для ремонтного восстановления аккумуляторных блоков с помощью iMax B6, понадобиться подключить устройство зарядки к контроллеру через комплектные шлейфы на «плюс», «минус», а также на две промежуточные балансировочное точки, которые нужны для калибровки. Данные точки хорошо выделены среди остальных контактов, и расположенные на контроллере рядом с пазами подключения к ноутбуку. Важно знать, что перед подключением и полной зарядкой, путем калибровки, обязательно надо отключить (лучше всего аккуратно выпаять) провод «минус» от контроллера, дабы избежать выгоранию резисторов или всего контроллера.
  7. После подключения балансировочных точек контроллера и полюсов аккумулятора к устройству зарядки iMax B6, откалибровать на его дисплее необходимое напряжение и ждать полной зарядки. После 100% зарядки, обратно припаять провод «минус» до контроллера. Проверить на мультиметре напряжение в каждом секторе батареи, а также общее напряжения через контроллер. Показатели напряжения должны быть максимально приближенными к заявленным на крышке зарядного устройства. Если показатель определенного блока не соответствуют оптимальным, придется его заменять. Собрать в корпус и подключить к ноутбуку. Уровень заряда в ОС Windows должен быть 95-100%, и что главное, контроллер видит блоки батареи как полностью рабочие и заряженные. На этом шаге калибровка батареи ноутбука завершается.

Рекомендуется сразу же осуществить несколько циклов полной разрядки-зарядки в ОС Windows через «родные» устройства заряда. После такого ремонта, аккумулятор возвращается в первоначальное состояние и держит уровень заряда, приближенный к новой батареи.

Секреты «омоложения» батареи ноутбука

Итак, в прошлом номере журнала мы рассказали, как правильно выбрать подержанный ноутбук и на что следует обращать внимание при его покупке. Как вы помните, одним из факторов существенного снижения цены была неисправная батарея.

Сегодня мы расскажем о том, как восстановить ее работоспособность полностью или хотя бы частично.

Немного теории

В батареях современных ноутбуков применяются литиево-ионные и литиево-полимерные элементы, тогда как аппараты, выпущенные три-четыре года назад, могли содержать и никель-металлгидридные компоненты. Для того чтобы определиться с причиной возникновения дефекта, необходимо знать, как функционируют эти элементы.

Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы пришли на смену никель-кадмиевым (NiCd), и, несмотря на их активно разрекламированные преимущества, они в общем-то не оправдали ожиданий потребителей из-за сокращенного по сравнению с никель-кадмиевыми аккумуляторами срока службы, хотя образцы, выпущенные в конце 2001 г., стали более совершенными благодаря изменению технологии производства.

У NiMH-аккумуляторов есть свои достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести, как уже упоминалось, ограниченный срок службы (300 циклов «заряд-разряд»), повышенный саморазряд, присутствие «эффекта памяти». Такой эффект часто возникает при неправильной эксплуатации аккумуляторов — перед зарядкой они должны периодически полностью разряжаться, в противном случае емкость будет неумолимо снижаться независимо от количества циклов «заряд-разряд» и времени зарядки. Кроме того, не радовали значительные размеры и масса на единицу энергоемкости. Достоинствами были низкая цена, морозоустойчивость и больший, чем у литиево-ионных аккумуляторов, срок службы.

Эти аккумуляторы необходимо подвергать начальной (при покупке) и периодической «тренировке», суть которой заключается в их полном разряде и последующей зарядке во избежание появления «эффекта памяти».

Литиево-ионные (Li-ion) и литиево-полимерные (Li-pol) аккумуляторы нашли широкое применение в мобильной технике, что обусловлено высокой плотностью электрической энергии на единицу массы, а значит, и меньшими по сравнению с NiMH-аккумуляторами массой и габаритами. Они не предъявляют каких-либо требований к собственному обслуживанию и не обладают «эффектом памяти». Но есть у них и отрицательные стороны: во многих случаях такие батареи могут работать только при положительных температурах окружающей среды, довольно дороги и подвержены процессу старения даже тогда, когда не используются. Уменьшение емкости начинается примерно после года службы, а срок их жизни рассчитан примерно на 200—300 циклов «заряд-разряд».

Копнем поглубже?

Здесь необходимо отметить, что все вышесказанное верно лишь чисто теоретически и декларируется производителями как элементов питания, так и батарей для мобильных устройств. Конечно, в большинстве случаев все это соответствует действительности, но бывают и исключения, обусловленные конструктивными особенностями аккумуляторов. Дело в том, что батареи ноутбуков состоят не из одного, а из группы последовательно соединенных элементов или даже блоков (иногда для увеличения емкости батареи несколько элементов питания соединяют параллельно, создавая блоки, которые в свою очередь соединяют последовательно для достижения необходимого для питания устройства напряжения). И вот здесь-то и кроется основная причина неработоспособности батареи питания. Как бы производитель ни стремился подобрать компоненты с полностью идентичными характеристиками, сделать это практически невозможно. И если у новой батареи элементы по основным параметрам (емкость, напряжение, внутреннее сопротивление) более-менее одинаковы, то после года эксплуатации различие может доходить до 20%. Казалось бы, подумаешь — 20%, ничего страшного. Ну будет аппарат работать от батарей не три часа, а, скажем, два с половиной. Но дело не только во времени. Разброс характеристик приводит к значительному ухудшению работы зарядного устройства, причем это особенно критично для литиево-ионных элементов. Несмотря на заверения производителей ноутбуков об «интеллектуальности» их зарядных устройств, основные требования к заряду элементов, оговоренные в сопроводительной документации к аккумуляторам, не соблюдаются, причем как в случае с литиево-ионными, так и с никель-металлгидридными. Проблема в том, что для обеспечения нормального заряда каждый из элементов батареи необходимо заряжать отдельно от других. Но тогда, если батарея состоит из девяти литиево-ионных элементов, для ее зарядки потребуется девять дорогостоящих интеллектуальных контроллеров, позволяющих определить окончание процесса по мизерному провалу зарядного тока, что на практике приведет к существенному увеличению как стоимости, так и размеров ноутбука. Поэтому применяется метод так называемого последовательного заряда с контролем окончания процесса по достижении батареей некоторого напряжения. Для литиево-ионных элементов этот параметр составляет 4,2 В, соответственно для всей батареи из трех групп элементов напряжение будет составлять 4,2Ё3=12,6 В. Это вполне допустимо для элементов, идентичных по характеристикам или различающихся на доли процента. Большее различие приводит к тому, что одни элементы недозаряжаются, тогда как у других избыточный заряд начинает утилизироваться в виде тепла и повышенного газообразования.

Здесь необходимо вернуться к рассмотрению строения литиево-ионной батареи. Так как ее элементы являются довольно опасными в эксплуатации (вспомните многочисленные истории о взрывах и возгораниях «серых» мобильников), любой аккумулятор имеет несколько степеней защиты. Самая первая находится в каждом цилиндрическом элементе и представляет собой небольшую вогнутую пластинку, расположенную под плюсовым выводом. Эта пластинка призвана не допустить взрыва элемента при повышенном давлении: в случае «перезаряда» она размыкает цепь, прекращая подачу напряжения. Несмотря на то что после этого давление внутри элемента падает до нормальной величины, пластинка в первоначальное состояние не возвращается. Теоретически такой элемент (а по мнению производителей, и вся батарея) подлежит замене.

Вторая защитная цепь установлена в контроллере батареи. Она состоит из микропроцессора, отслеживающего уровень напряжения на каждом элементе (в некоторых случаях контролируется лишь общее напряжение батареи) и электронного ключа, размыкающего цепь, если напряжение заряда превысит 4,2 В на элемент или напряжение разряженной батареи окажется меньше 3,4 В на один элемент (иногда этот показатель может варьироваться). В принципе здесь ничего фатального быть не может, за исключением двух случаев. Первый — если напряжение элементов упадет ниже отметки 2,8 В (а такое бывает при длительном хранении батареи без подзарядки). При этом элементы отключаются, а зарядное устройство ноутбука считает, что батарея неисправна. И второй — в случае короткого замыкания выводов (несмотря на присутствие в каждой батарее предохранителя) выходит из строя ключ контроллера, что также приводит к неработоспособности аккумулятора.

Третья цепь защиты — идентификационная микропрограмма, встроенная в ПЗУ контроллера. Она служит для определения зарядным устройством типа и емкости элементов, а также предотвращает использование батареи сторонних производителей.

Никель-металлгидридные элементы значительно проще в эксплуатации. Они не боятся «перезаряда», выдерживают длительный нагрев без значительного ухудшения характеристик и не имеют встроенных в элемент средств защиты. Тем не менее вследствие применения зарядных устройств последовательного типа выход из строя изготовленной на их основе батареи может произойти даже при полностью исправных элементах. Как правило, этот дефект является следствием работы на ноутбуке, постоянно подключенном к сети переменного напряжения. Из-за того что отдельные элементы имеют «эффект памяти» и довольно большой разброс характеристик, зарядка происходит неравномерно. То есть когда одни элементы уже полностью заряжены, другие не достигли и половины от нормы. В результате напряжение на заряженных элементах начинает увеличиваться (для никель-металлгидридных оно составляет 1,4 В), и контроллер считает, что процесс завершен, что приводит к уменьшению суммарной емкости батареи на 50% (закон Ома для последовательной цепи). Со временем это явление усиливается в геометрической прогрессии, приводя к полной неработоспособности аккумулятора.

Начинаем практикум

Если вы воспользовались нашими рекомендациями и приобрели ноутбук с неисправной батареей, первое, что нужно сделать, — отыскать в Интернете инструкцию и тщательно ее изучить. Понятно, что этого, как правило, никто не делает, а напрасно. Порой там можно найти все необходимое для восстановления аккумулятора. Дело в том, что большинство производителей ноутбуков включают в состав ПО утилиту для рекалибровки, или «тренировки» аккумулятора, позволяющую в течение 6—8 часов вернуть ему былую силу. Например, в приобретенном нами ноутбуке Fujitsu-Siemens Amilo эта утилита вызывается при загрузке системы нажатием клавиши F6. Будем считать, что нам повезло, — после вызова этой программы и шестичасового ожидания батарея стала как новая. Более того, производитель рекомендует проводить подобную «тренировку» каждые полгода, а в случае постоянной работы от сети — раз в два месяца.

Если такой программы не предусмотрено или найти ее не представляется возможным, придется прибегнуть к «хирургии». Для этого потребуются «прямые» руки, а также некоторый набор инструментов — мультиметр (или тестер), паяльник мощностью не более 40 Вт, макетный нож, несколько автомобильных лампочек с припаянными к ним проводами и суперклей на основе циан-акрилата.

Для начала аккумулятор придется разобрать. Сделать это не так легко — как правило, все батареи имеют неразборную конструкцию, состоящую из двух склеенных половинок. Поэтому нужно найти шов и попытаться с помощью макетного ножа осторожно их разъединить. Если не получается, можно несколько раз уронить батарею на пол (только не на кафельный) с высоты человеческого роста — тогда процесс пойдет значительно быстрее. Если же и это не помогло, придется аккуратно разрезать шов с помощью макетного ножа, стараясь не повредить внутренние компоненты.

Итак, аккумулятор разобран. Что делать дальше? Это зависит от типа элементов, примененных в батарее.

Никель-металлгидридные элементы

Первое, что нужно сделать, — сосчитать количество элементов. Полученное число нужно умножить на 1,2 — результат будет составлять номинальное напряжение батареи в вольтах. Далее берем автомобильную лампочку мощностью 21 Вт и припаиваем ее к крайним выводам группы последовательно соединенных элементов. Загорелась — хорошо, нет — ничего страшного. Теперь нам понадобится мультиметр. Выставляем предел измерения 20 В и проверяем напряжение на лампочке. Если оно соответствует номинальному, а ноутбук не включается, причина неисправности скорее всего в контроллере батареи. Можно попробовать отремонтировать его самостоятельно (предварительно отпаяв от элементов), а можно обратиться к знакомому радиолюбителю.

В случае, если напряжение ниже номинального, переключаем мультиметр на предел измерений 2000 мВ и проверяем напряжение на отдельных элементах, помечая фломастером те из них, напряжение на которых ниже 1,1 В (элементы лучше пронумеровать, а величины напряжений на них записать в таблицу). Далее необходимо провести «тренировку» аккумулятора. Для этого потребуется еще несколько лампочек с припаянными проводами, которые придется присоединить к каждому (это важно!) элементу аккумулятора. Присоединили? Теперь можно часов на десять отвлечься от батареи и заняться чем-нибудь другим. Почему так долго? Дело в том, что в нашу задачу входит выравнивание напряжения на элементах, а сделать это можно, лишь доведя его до 0 В. (Хотя производители и утверждают, что при полном разряде элемента он обязательно выйдет из строя, на практике такого не наблюдалось.)

После полного разряда элементов аккумулятор необходимо зарядить. Так как батарея разряжена полностью, штатное зарядное устройство здесь не поможет — напряжение придется «приподнять». Сделать это можно с помощью блока питания ноутбука и автомобильной лампочки, подключенной последовательно к элементам аккумулятора. Дожидаться полной зарядки батареи необязательно, достаточно поднять напряжение до 1,1 В на элемент, после чего уже возможно использовать штатное зарядное устройство.

По окончании цикла зарядки вышеописанный процесс придется повторить еще два раза (как минимум), после чего можно будет проверить батарею непосредственно в ноутбуке.

Восстановление аккумулятора ноутбука

Батарея ноутбука не вечная. Производители заявляют, что аккумулятор можно полностью разрядить и разрядить 300-500 раз, чего хватает обычно на пару лет работы. Батарея неизбежно теряет полезную емкость. Однако горевать о том, что предстоит искать новый аккумулятор и тратить большие деньги, преждевременно не стоит. Есть способы, как восстановить батарею ноутбука. Для старых моделей пригодится крайне простой способ, а современные изделия для Asus, Acer или Packard Bell могут потребовать разборки и замены банок.

Как определить, что аккумулятор требуется восстанавливать

Определить, что батарее HP Pavilion G6 или другого ноутбука требуется восстановление, достаточно просто. На это указывает несколько признаков.

  1. Устройство начинает терять автономность, работает все меньше и меньше с одного заряда.
  2. При зарядке блок аккумуляторов сильно греется, выше 30-40 градусов.
  3. Есть потеки жидкости из корпуса батареи.

Часто возникают ситуации, когда система просто отказывается восполнять заряд батареи. В этом случае потребуется оживить аккумулятор ноутбука после полной разрядки. Кроме этого, возникают разнообразные нештатные ситуации из-за неравномерного износа, так называемой разбалансировки отдельных банок. Естественно, при серьезных неполадках потребуется ремонт аккумулятора ноутбука. При некоторой аккуратности, его можно провести самостоятельно.

Используем морозилку

Старые модели ноутбуков оснащались никель-кадмиевыми или никель-металгидридными аккумуляторами. У таких решений есть несколько недостатков.

  1. В простое достаточно сильный ток саморазряда приводит к потере емкости.
  2. При длительной работе наблюдается резкое падение напряжения и рабочих токов до полного разряда банок.

Но самая главная проблема старых аккумуляторов никелевой группы — память. Это значит, что батарея запоминает остаточный заряд. Не до конца истощенный аккумулятор сам для себя устанавливает нижний предел напряжения. И никогда не разряжается ниже этого уровня.

Восстановление аккумулятора ноутбука на никель-кадмиевых или никель-металгидридных банках делается достаточно просто — при помощи морозильной камеры.

  1. Ноутбук отключается от зарядного устройства.
  2. Нужно вытащить батарею из ноутбука. Если он встроенный, придется разобрать корпус.
  3. Аккумулятор оборачивают тонкой впитывающей тканью и помещают в герметичный полиэтиленовый пакет, желательно с застежкой.
  4. Пакет вместе с содержимым помещают в морозилку.

Держать аккумулятор в морозилке нужно от 10 до 12 часов. Делать это дольше не рекомендуется. После этого пакет достают, аккумулятор вытаскивают и оставляют в вентилируемом теплом помещении. Во время нагревания блока, на нем может образовываться конденсат, который нужно вытирать. После того, как батарея нагреется до комнатной температуры, ее можно устанавливать в ноутбук. При включении после процедуры восстановления морозилкой аккумулятор нужно полностью зарядить.

Важно! Данный способ подходит только для никель-кадмиевых и никель-металгидридных батарей. Когда возникнет нездоровая идея снять батарею с ноутбука современного класса и засунуть ее в морозилку, нужно понимать, что это гарантированно испортит Li-ion банки внутри устройства.

Разборка аккумулятора

Если возникла потребность провести восстановление аккумулятора ноутбука, действовать нужно аккуратно. При любом типе неполадок, будь то пробой одной банки, разбалансировка, излишне сильный разряд, батарею придется разбирать. В этом случае возможны три ситуации.

  1. Корпус аккумулятора собран из деталей, часть из которых крепится при помощи защелок. Чтобы найти их положение, нужно при помощи тонкой пластиковой полоски или ножа вести по линии соединения крышки и корпуса. Найденные защелки отжимаются.
  2. Детали крышки и корпуса соединены жестким герметиком. Чтобы разобрать аккумулятор и добраться до банок, удобно действовать тонкой полоской жесткого пластика. Если отжать слой герметика не получается, стоит пустить в ход тонкий нож. При этом оказывать значительные усилия не стоит, чтобы не пробить корпус целиком или не повредить одну из банок.
  3. Корпус аккумулятора собран на термоклее. Его необходимо нагреть для размягчения. Делать это нужно феном, очень аккуратно. Действовать необходимо на малой локальной площади шва. Стоит помнить, что при нагревании выше критической температуры аккумуляторные банки могут выйти из строя или взорваться. По мере размягчения клея, его прожимают из шва тонкой полоской пластика, постепенно разделяя детали.

Важно! Приступать к разборке нужно только после отключения питания. Нужно отсоединить зарядное устройство ноутбука и снять батарею.

После того, как получилось аккуратно разобрать аккумулятор ноутбука, нужно визуально оценить состояние аккумуляторных банок. Элементы, на которых есть вздутия, следы потеков, изменение цвета защитной оболочки, заменяются в обязательном порядке.

Правильная распайка

Разбирать блок банок или просто отсоединять контроллер нужно правильно. Сначала находится общий провод с нулевым потенциалом. На плате он обычно обозначается как 0V или GND. Чтобы убедиться в правильности позиции, нужно измерять напряжение последовательно на контактах банок, идущих от нулевого контакта. Уже на этом этапе можно определить пробой или разбалансировку банок: при измерении напряжения шаг должен быть примерно одинаковым для всех банок.

Распайка блока должна производиться от точки наибольшего потенциала. Найти ее нетрудно, уже описанным методом. После этого отпаивается следующий по иерархии напряжения контакт. И так до полной разборки аккумулятора на отдельные банки. Если не следовать приведенному правилу, контроллер питания просто заблокируется, и его придется менять на новый.

Как толкнуть банки

При чрезмерном заряде аккумулятора его контроллер считает, что банки вышли из строя, и блокирует их работу. Элементы нужно толкнуть — так называется принудительный заряд большим током до набора номинального напряжения. При этом можно действовать двумя методами.

  1. Если измерение напряжения показало последовательное нарастание значения с равным шагом, можно просто отпаять контроллер и зарядить банки от автомобильного зарядного устройства. Толкать элементы нужно недолго, поскольку воздействие сильного тока длительное время может их повредить. Для этого можно использовать и автомобильную АКБ. Отводами от ее контактов касаются соответствующих клемм блока банок, пару-тройку раз по 3-4 секунды.
  2. Если при измерении напряжения обнаружена разница в шаге значений для отдельных банок, значит, присутствует эффект разбалансировки. Элементы питания нужно выпаять и зарядить в специальном устройстве. Сегодня в продаже есть множество адаптеров, контролирующих и устраняющих разбалансировку.

Такой ремонт батареи ноутбука своими руками при некоторых навыках работы с инструментом может выполнить практически каждый. Главное — не спешить, найти в интернете схему соединения банок внутри аккумулятора, действовать аккуратно и вдумчиво.

Замена элементов

Рекомендуемый способ действий, если обнаружен пробой банки, деформации отдельных элементов, потеки — замена всех аккумуляторных банок. Заказать их можно в интернете, хотя бы на популярной площадке Алиэкспресс.

Как контролировать уровень износа

Сегодня есть множество утилит, которые покажут, что требуется восстановление аккумулятора ноутбука. Программа BatteryMon не только бесплатна, но и выдает самые подробные данные о батарее. Ее достаточно запустить, чтобы узнать:

  • класс аккумулятора, литий-ионный, никель-кадмиевый или никель-металгидридный;
  • заводскую емкость, нового устройства;
  • максимум заряда по статистическим данным контроллера;
  • текущую емкость батареи;
  • скорость разряда ячеек;
  • текущее напряжение.

Узнать износ аккумулятора ноутбука достаточно просто. Для этого делят данные статистики контролера, полный заряд батареи, на заводскую емкость. Умножив полученную цифру на 100, можно узнать уровень здоровья блока в процентах.

Другая программа, BatteryCare, следит за процессом зарядки и определяет, когда батарее нужна полная разрядка для перекалибровки. Это значительно увеличивает ее срок службы и предотвращает возникновение разбалансировки банок.

Самые лучшие ноутбуки по мнению покупателей

Ноутбук Apple MacBook Air 13 with Retina display Late 2018 на Яндекс Маркете

Ноутбук Xiaomi Mi Notebook Air 13.3″ 2018 на Яндекс Маркете

Ноутбук Lenovo ThinkPad Edge E480 на Яндекс Маркете

Ноутбук Acer SWIFT 3 (SF314-54G) на Яндекс Маркете

Ноутбук Acer ASPIRE 7 (A717-71G) на Яндекс Маркете

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector