Как восстановить литий ионный аккумулятор?[В[ОС]становление данных] zhitsoboy.ru

Как восстановить литий ионный аккумулятор?[В[ОС]становление данных]

Как восстановить литий-ионный аккумулятор?

Методика восстановления переразряженных литиевых аккумуляторов

Как известно, литиевый аккумулятор снабжается контроллером заряда/разряда – миниатюрной печатной платой, на которой смонтирована электронная схема. О ней я уже рассказывал здесь.

Эта схема следит за состоянием литиевой ячейки (или «банки»). Если напряжение на ней падает ниже 3,2 – 3,3V, то схема защиты просто отключает эту «банку» от внешнего мира. Нужно это для того, чтобы предотвратить глубокий разряд элемента и выход его из строя.

При замере напряжения на клеммах аккумулятора складывается впечатление, что он пришёл в негодность. Но это не так!

Если замерить напряжение на ячейке до контроллера, то можно обнаружить, что элемент выдаёт напряжение около 2,5 – 2,7 вольт. Этого вполне достаточно, чтобы «раскачать» аккумулятор и вернуть его к жизни.

Рассмотрим пример восстановления Li-pol аккумулятора от сотового телефона.

Сначала разбираем его и отключаем плату с контроллером защиты. Иногда схема защиты просто обмотана прозрачным скотчем и легко видна без разборки.

Контроллер заряда/разряда чуть крупнее.

Отпаиваем печатную плату контроллера заряда/разряда. У нас остаётся только 3,7-вольтовая ячейка Li-pol аккумулятора.

Далее нам понадобится зарядное устройство. Я использовал универсальное зарядно-разрядное устройство Turnigy Accucell 6. Плюс этой зарядки в том, что с её помощью можно заряжать незащищённые (то есть без защитного контроллера) литиевые аккумуляторы. Весь процесс контролируется микроконтроллером и прибор сам проследит за процессом заряда по стандартной схеме CC/CV.

Подключаем «банку» к клеммам зарядного устройства.

Далее, необходимо выбрать параметры заряда. Выбираем кнопкой «TYPE» программу заряда Li-Po так как у нас аккумулятор на 3,7V.

Жмём «START«. Появится такая надпись на экране.

Короткими нажатиями кнопки «START» выбираем нужный нам параметр заряда — выбранный будет мигать. Кнопками «+» и «» устанавливаем требуемое значение.

Задаём ток заряда – лучше 0,1 от ёмкости (0,1С). То есть если у вас ёмкость аккумулятора 1500mAh, то ток лучше выставить 150mA. В зарядке Turnigy Accucell 6 шаг установки тока заряда – 100mA, поэтому я выбрал 0,2A (200mA), хотя можно поставить и 0,1A.

Важно! В настройках зарядного устройства, как правило, установлено стандартное напряжение батареи. Для Li-ion – это 3,6V, а для Li-pol – 3,7V). Если оставить этот параметр таким, как он есть, то после запуска процесса, зарядное устройство выдаст сообщение «LOW VOLTAGE«, то бишь низкое напряжение и откажется заряжать аккумулятор.

Чтобы этого не происходило, нужно переключить параметр напряжение батареи в положение «AUTO«. Далее жмём 2-3 секунды кнопку «START«. В некоторых случаях зарядка спросит, нужно ли начать заряд. У меня почему-то спрашивала не всегда. Возможно, это зависит от напряжения на элементе.

Подтверждаем свой выбор нажатием кнопки «START» (на экране пишет «ENTER«) или «STOP» для отмены.

Всё, после этого должен начаться процесс заряда.

Спустя некоторое время можно увидеть, что напряжение на ячейке растёт, а также можно узнать количество заряда, «залитого в банку» . На дисплее – это правый нижний угол (00001).

Как только напряжение на ячейке достигнет 4,2V зарядное устройство перейдёт в режим стабилизации напряжения – CV и будет отдавать ячейке небольшой ток. Это второй этап заряда. Когда процесс закончится, зарядка Accucell 6 подаст сигнал о завершении заряда, а на экране появится мигающая надпись «FULL» – полный.

Как видим, в ячейку было «залито» 522 mA (0,522A). Довольно немного, но стоит учесть, что аккумулятор уже не новый и ёмкость его снизилась. Также стоит помнить, что процесс заряда может занять приличное время, 3 – 7 часов и более. Во время заряда за аккумулятором стоит присматривать.

После этого аккуратно подпаиваем плату контроллера заряда, собираем аккумулятор. Если замерить напряжение на выходе контроллера, то оно должно быть 4,2V. Это свидетельствует о том, что контроллер вновь подключил «банку» к внешнему миру. Теперь аккумулятор можно смело устанавливать в сотовый телефон (планшет, MP3-плеер, портативную колонку и пр.).

Таким нехитрым способом можно восстанавливать практически любой литиевый аккумулятор, например, от планшета, сотового телефона, портативной игры, навигатора, видеорегистратора и пр.

Стоит помнить, что если устройство долго лежит без дела, то литиевый аккумулятор может разрядиться до минимума и контроллер отключит ячейку, да бы предотвратить глубокий разряд. Если после этого подключить к прибору штатное зарядное устройство, то процесс заряда может не начаться. Многие считают это «смертью» аккумулятора и меняют его на новый. Но, на самом деле его можно восстановить. Правда, после глубокого разряда ёмкость, как правило, уменьшается.

Да, вот хорошее видео про восстановление литиевых аккумуляторов.

Восстановление литий ионных и литий полимерных аккумуляторов

Литиевые аккумуляторы (Li Ion и LiPo) являются самыми популярными для бытовой техники. В случае неверной эксплуатации возможны сбои в работе и потеря ёмкости. Можно ли вернуть номинальную мощность? Ответы в статье.

Lithium ionic батарея

  • Номинальное напряжение 3.6-3,7 в;
  • Число разрядов при котором емкость падает до 80% — 600;
  • Время заряда – от четверти часа до часа;
  • Разряд – 3% в месяц;
  • Внутреннее сопротивление 5-15 мОм/А*ч.

Аккумулятор является пожароопасным. Если при заряде подать высокое напряжение он может вспыхнуть, поэтому в него встраивают защиту от повышенного напряжения при восстановлении. Другая опасность — механическое повреждение. При сильном ударе он взрывается и начинает сильно гореть.

Балансировка

Если несколько банок подключены последовательно требуется специальное зарядное устройство имеющее в своем арсенале балансировку ячеек. При последовательном подключении банки заряжаются неравномерно и схема реализует оптимальный алгоритм для их равномерного заряда.

Балансировкой заряда оснащают следующие приборы:

  1. Портативные электронные устройства, планшеты, телефоны;
  2. Системы альтернативной энергии;
  3. Источники бесперебойного питания;
  4. Зарядные приборы.

Литиевые аккумуляторы состоят из тонкой “фольги”, смотанной в рулон или гармошку. “Фольга” представляет из себя в разрезе типичную аккумуляторную сборку, она имеет несколько слоёв – катодный слой, электролитный слой и анодный слой.

Из-за высокого риска взрыва в случае перегрева, современные литиевые элементы комплектуются специальной схемой, предотвращающей критический нагрев при подзарядке.

Li-ion аккумуляторы имеют низкое значение саморазряда и большой запас циклов подзарядки. Поэтому они являются наилучшими “кандидатами” для применения в автономных энергетических устройствах.

Литиевые аккумуляторы, предназначенные для использования в ветро-генераторах или солнечных батареях, комплектуются инвертором напряжения (помимо балансировочной микросхемы).

Преимущества и недостатки

  • Большая ёмкость;
  • Герметичность;
  • Сохранение свойств при длительном хранении.

Первое поколение было подвержено взрыву из-за перегрева, в данный эта проблема решена вводом специальной предохранительной схемы и использованием Литий-Ферро-Фосфатной конфигурацией.

Эффект памяти

Наиболее подвержены эффекту памяти следующие типы аккумуляторов: NiMh, NiCd и Серебряно-цинковый.

После изобретения считалось, что литиевые аккумуляторы не имеют эффекта памяти, однако исследования показали, что это не так. Если аккумулятор часто заряжать не до конца, то это со временем приведет возникновению препятствий в протекании химических реакций, что будет проявляется в ограничении ёмкости.

Эффект памяти – нарушения в работе аккумулятора, связанные с тем, что он перестает работать в полную мощность. Выглядит это так, как будто ёмкость его существенно снизилась по сравнению с начальным значением. Данная проблема имеет решение. Если продолжить использование аккумулятора в соответствии с рекомендацией производителя (разряжать его до рекомендуемого уровня и только потом заряжать), то ёмкость восстанавливается. Для устранения проблемы также используют зарядку ассиметричным переменным током.

Lithium polymeric батарея

LiPo аккумулятор – продолжение развитие литий-ионного. Электролитом ему служит полимерная смесь, от чего и произошло название. Данный тип аккумулятора широко применяется в современных бытовых устройствах.

Плюсы:

  • Более высокая емкость по сравнению с li-ion (при равных размерах);
  • Для LiPo разработана технология тонкого корпуса;
  • Нет эффекта памяти;
  • Стабильность номинального напряжения в процессе эксплуатации;
  • Устойчивость к холоду и умеренному нагреву.

Отрицательные качества у LiPo те же, что и у Li ion – взрывоопасность при зарядке. Проблема полимерной батареи решается с помощью микросхем, контролирующих процесс подзарядки.

Реанимация lithium батарей

Нарушение целостности микросхемы и попытки зарядить литиевый аккумулятор кустарным способом могут привести к перегреву и последующему взрыву элемента!


Рассмотрим два случая восстановление Li ion:

  1. Восстановление после глубокого разряда;
  2. Восстановление в случае с эффектом памяти.

В случае глубокого разряда контроллер блокирует аккумулятор препятствуя его подзарядке. Народные умельцы отключают контроллер и начинают заряжать его напрямую. Немного подняв напряжение в нем до уровня выше критического (чтобы защитная схема отключила блокировку), к нему вновь присоединяют контроллер и продолжают заряжать уже обычным образом.

Если устройство долго эксплуатируется без полного разряда, это приводит к “эффекту памяти». Например, если ноутбук работает всегда включенным в розетку, то батарея привыкает к этому и перестает выдавать номинальную емкость. Что бы сбросить это “залипание” рекомендуется начать нормальную эксплуатацию – разряжать аккумулятор до требуемых величин, хотя бы периодически.

Некоторые ресурсы утверждают, что эффект памяти для Li Ion – это миф. Другие приводят в качестве доказательства исследования японских и швейцарских специалистов. Кому из них верить – решать вам.

Реанимация батареи портативного устройства

На планшетах как правило используются литиевые аккумуляторы (Li Ion и LiPo), процесс восстановления которых описан в общих чертах в предыдущем разделе.

Для более экономного расхода питания на планшете можно использовать специальное программное обеспечение, которое следит за разрядом. Некоторые приложение для ОС Андроид, которые помогут сохранить заряд планшета:

  • Battery Booster Lite;
  • GreenPower;
  • Battery Doctor.

Срок годности

Литиевые батареи крайне чувствительны к уровню разряда. Разрядка в ноль может оказаться фатальной, поэтому стоит строго соблюдать уровень разряда, предписанный производителем.

Зарядное устройство для литиевых батарей должно быть очень качественного исполнения, так как выход напряжения из допустимого диапазона всего на 4% приведет к подрыву его работоспособности.

Пролежав на складе 2 года литиевый аккумулятор теряет 20% своей мощности, поэтому при приобретении нового аккумулятора стоит обращать внимание на дату изготовления.

Если вы планируете отключить аккумулятор на долгое время, то перед откладыванием его в чулан предпочтительно зарядить его до 40%. Это сохранит его свойства пока он не будет использоваться.

Кратко о том, как восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда

В общем, ситуаций может быть только две:

  1. Аккумулятор вроде бы работает, но очень быстро разряжается.
  2. Аккумулятор сел в ноль и вообще не хочет заряжаться.

Первая ситуация: потеря емкости

В первом случае у аккумулятора упала емкость и с этим придется смириться. Полное восстановление аккумуляторов после глубокого разряда невозможно (это касается всех Li-ion аккумуляторов: 18650, 14500, 10440, аккумуляторов от мобильников и т.д.). Даже теоретически нельзя вернуть емкость литиевого аккумулятора.

Снижение емкости — абсолютно нормальный процесс. Это происходит во время каждого цикла заряда/разряда, независимо от того, насколько правильно эксплуатируется аккумулятор. Однако, если в процессе эксплуатации часто допускаются глубокие разряды или, наоборот, длительные перезаряды (более 500%), то скорость потери емкости может существенно возрасти.

Последние исследования показали, что литиевые аккумуляторы теряют свою емкость даже если вообще не эксплуатируются. Например, во время обычного хранения на складах. По данным исследований, аккумулятор теряет примерно 4-5% емкости в год.

Вторая ситуация: не хочет заряжаться

Теперь рассмотрим второй случай — аккумулятор не заряжается.

Обычно эта ситуация возникает, когда какое-либо устройство (телефон, планшет, мп3-плейер) долго лежали без дела с разряженным аккумулятором. Или если литиевые аккумулятор подвергся глубокому охлаждению.

В принципе проблем с зарядкой таких аккумуляторов быть не должно. Внутри каждого аккумулятора — между самой банкой аккумулятора и теми клеммами, которые мы видим — находится модуль защиты, который отключает банку от клемм при снижении напряжения ниже определенного порога. Внешне это проявляется как полное отсутствие напряжение на выходе аккумулятора (ноль вольт).

На самом деле, как правило, на самой банке в этот момент напряжение составляет около 2.4-2.8 Вольта.

Все современные модули защиты устроены таким образом, что даже в случае блокировки аккумулятора от дальнейшего разряда, его все-таки можно зарядить. Это происходит благодаря паразитному диоду, встроенному в ключ на полевом транзисторе. Вот типовая схема модуля защиты аккумулятора 18650:

Так как при глубоком разряде закрывается только транзистор FET1, а второй MOSFET при этом остается открытым (пропускает ток в обоих направлениях), то зарядный ток спокойно протекает от плюсовой клеммы батареи через FET2, паразитный диод внутри FET1 к минусовой клемме.

В случае блокировки аккумулятора по перегрузке (КЗ в нагрузке), модуль защиты также запирает транзистор FET1. Нет никакой разницы от чего сработала защита — от переразряда или от короткого замыкания. Результат один — открытый транзистор FET2 и закрытый полевик FET1.

Таким образом, при глубоком разряде плата защиты литий-ионного аккумулятора ни в коей мере не препятствует заряду аккумулятора.

Проблема лишь в том, что некоторые зарядные устройства считают себя слишком умными и когда видят, что на аккумуляторе слишком низкое напряжение (а в нашем случае оно вообще будет равно нулю), они считают, что произошла какая-то недопустимая ситуация и напрочь отказываются выдавать зарядный ток.

Это сделано исключительно в целях безопасности. Дело в том, что при внутреннем коротком замыкании аккумулятора, заряжать его становится опасно — он может сильно перегреться и вспучиться (со всякими спецэффектами вроде вытекания электролита, выдавливания крышки планшета и т.п.). В случае же обрыва внутри аккумулятора, заряжать его становится совершенно бессмысленно. Так что логика работы таких умных зарядников вполне понятна и оправдана.

О том, как обхитрить зарядку и восстановить работоспособность литиевого аккумулятора после глубокого разряда читайте далее.

Как заставить заряжаться?

По сути, восстановление литий ионных аккумуляторов после глубокого разряда сводится к тому, чтобы вернуть его в штатный режим работы. Надо понимать, что потерю емкости это никоим образом не компенсирует (это невозможно в принципе).

Чтобы все-таки заставить слишком хитрое зарядное устройство заряжать наш сильно севший аккумулятор, необходимо сделать так, чтобы напряжение на нем превысило некий порог. Как правило, достаточно 3.1-3.2 Вольта, чтобы ЗУ посчитало ситуацию штатной и разрешило зарядку.

Поднять напряжение на аккумуляторе можно только с помощью сторонней (более глупой) зарядки. В народе это называется «толкнуть» аккумулятор. Для этого достаточно просто подключить к клеммам аккумулятора внешний блок питания, ограничив при этом максимальный ток.

Для наших целей подойдет любое зарядное устройство для сотового телефона. Чаще всего современные зарядники имеют выход в виде USB-гнезда и, соответственно, выдают 5В. Нам осталось только лишь подобрать резистор, ограничивающий ток заряда.

Сопротивление резистора рассчитывается по закону Ома. Возьмем худший сценарий — на внутренней банке литий-ионного аккумулятора напряжение составляет 2.0 Вольта (померить его, не разбирая аккумулятор, мы не сможем, поэтому просто предположим, что это так).

Тогда разница между напряжением источника питания и напряжением на аккумуляторе будет составлять:

Рассчитаем сопротивление токоограничивающего резистора, чтобы ток заряда не превышал 50 мА (этого вполне достаточно для первоначального заряда и в то же время вполне безопасно):

R = 3В / 0.050А = 60 Ом

Теперь узнаем, какова мощность будет рассеиваться на этом резисторе, в случае внутреннего короткого замыкания аккумулятора (тогда на резисторе будет падать все напряжение блока питания):

P = (5В) 2 / 60 Ом = 0.42 Вт

Таким образом, чтобы восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда, берем любой блок питания на 5В, ближайший подходящий резистор — 62 Ом (0.5Вт) и подключаем все это к аккумулятору следующим образом:

Подойдет источник питания и на другое напряжение, достаточно будет пересчитать сопротивление и мощность ограничительного резистора. И нужно помнить, что в схемах защиты li-ion, как правило, используются полевые транзисторы с небольшим напряжением сток-исток, поэтому брать блок питания с большим выходным напряжением нежелательно.

Если заряд не идет (резистор не греется, а на аккумуляторе полное напряжение блока питания), то либо схема защиты ушла в совсем глубокую защиту, либо она просто вышла из строя, либо имеет место внутренний обрыв.

Тогда можно попробовать снять наружную полимерную оболочку аккумулятора и подключить нашу импровизированную зарядку напрямую к банке. Плюс к плюсу, минус к минусу. Если и в этом случае заряд не пошел, то аккумулятору кранты. Зато если пошел, то нужно дождаться пока напряжение поднимется до 3+ Вольт и дальше можно заряжать уже как обычно (штатной зарядкой).

Теперь другая ситуация — резистор, наоборот, ощутимо нагревается, но на аккумуляторе нулевое напряжение, значит где-то внутри имеется короткое замыкание. Потрошим аккумулятор, отпаиваем модуль защиты и пытаемся зарядить саму банку. Если дело пошло, значит плата защиты неисправна и подлежит замене. Впрочем, можно использовать аккумулятор из без нее.

Как восстановить литий-ионный аккумулятор: советы экспертов

Li-ion аккумуляторы активно используются производителями современной техники как элемент питания для своих устройств. Они обладают высокой энергоемкостью при небольших габаритах, а так же работают при широком диапазоне температур. Но даже при всех достоинствах, аккумуляторные батареи могут быстро выйти из строя. Ежедневная зарядка и неправильная эксплуатация постепенно истощают их емкость, после чего полноценно использовать источник бесперебойного питания становится невозможным.

Не стоит спешить сразу покупать новый аккумулятор, так как старый можно реанимировать. Полностью восстановить функционал не получится, но продлить срок службы даже в домашних условиях вполне возможно. Но перед тем, как восстановить литий-ионный аккумулятор , важно выяснить, почему он пришел в негодность раньше положенного срока.

Основные причины неисправностей

В большинстве случаев Li-ion может выйти из строя из-за некорректного использования или хранения, а именно:

периодическая неполная зарядка аккумулятора;

плохое качество входного напряжения сети — особенно актуально для источников бесперебойного питания, которым в этом случае приходится часто переключаться на работу от батареи;

глубокий разряд, возникающий по аналогичной причине;

долгое пребывание элемента питания в разряженном состоянии;

понижение уровня электролита, влекущее за собой процесс образования сульфатов и потерю заявленных качеств устройства;

работа при высоких температурах и хранение при минусовых показателях.

С этими проблемами можно и не столкнуться, если в ИБП установлено зарядное устройство высокого качества. Но практика показывает, что производители часто экономят на АКБ для бесперебойника, которые приходится реанимировать собственными силами.


Способы восстановления Li-ion батареи

Профи, которые часто имеют дело с литий-ионными аккумуляторами, знают несколько действенных методов их оживления. В домашних условиях ждать гарантированных результатов не приходится, но попробовать все-таки стоит. Все они безопасны и если окажутся эффективными, то помогут избежать незапланированных денежных трат.

Он основывается на использовании дистиллированной воды, которая поддерживает оптимальную плотность электролита. Ее можно приобрести в любом магазине для автомобилистов.

  1. Снимите верхнюю крышку АКБ, которая закрывает колпачки банок.
  2. Удалите сами колпачки, дополнительно выступающие в качестве клапанов для сброса давления при перегревании источника питания.
  3. Наберите шприцем приблизительно 2 мл жидкости и наполните ей каждую из банок, не до краев.
  4. Примерно через 30 минут вода должна впитаться, при необходимости повторите процедуру.
  5. В результате иногда получается справиться с критической концентрацией серной кислоты, которая препятствует нормальному протеканию токообразующих процессов.

Продолжительная зарядка дает возможность вернуть Li-ion к жизни после высыхания. Это не требует разбора батареи и является одним из простейших методов ее реанимации. Стоит учитывать, что сначала она никак не будет реагировать на подаваемый ток, поэтому не нужно полагаться на показания амперметра.

  1. Перед подключением к сети, поместите аккумулятор под пресс. В противном случае колпачки разлетятся под воздействием сбрасываемого давления.
  2. Электрическое напряжение должно быть минимум 15 В . Потребуется некоторое время для того, чтобы батарея ожила и начала потреблять ток.
  3. Если по прошествии 14 часов аккумулятор так и не стал подавать признаки жизни, то следует увеличить напряжение до 20 В .
  4. Важно постоянно держать АКБ в поле своего зрения, чтобы процесс зарядки не вышел из-под контроля и не было спонтанного возгорания.

Циклическая зарядка или так называемая десульфатация. Этот метод позволяет восстановить исходные характеристики источника питания, «раскачав» его. Суть в том, чтобы по несколько раз заряжать и разряжать батарею, при этом, первые циклы проводятся под достаточно высоким напряжение — 30 В . Затем следует его последовательное понижение до 14 В . Для разряда рекомендуется использовать обычную лампочку и следить за тем, чтобы напряжение АКБ не падало ниже 10.5 В .

Рекомендуется в случаях, когда батарея вздувается и практически не держит заряд. Восстановить литий-ионный аккумулятор можно с помощью: паяльника, эпоксидной смолы и иголки.

  1. Отсоедините управляющую плату (контроллер питания) от батареи.
  2. С помощью тонкой иглы сделайте прокол оболочки АКБ . Необходимо соблюдать осторожность , чтобы не заде ть сами электролиты.
  3. Найдите тяжелый плоский предмет.
  4. Прижмите аккумулятор этим предметом.
  5. Расплавьте эпоксидную смолу паяльником или феном, а затем запаяйте небольшим количеством смолы ранее сделанный прокол.

Вам потребуются: блок питания с силой тока минимум 0.1 А, вольтметр и резистор.

  1. Оптимально, если у вас есть профессиональный генератор напряжения и тока. Если нет, то можно обойтись любым блоком питания с соответствующими значениями тока и напряжения.
  2. В случае генератора воспользуйтесь щупами, в случае комплектного блока питания — зачистите провода и соедините минус БП с минусом батареи, а плюс с плюсом. В плюсовое соединение добавьте резистор.
  3. Включите блок питания в электросеть. Время зарядки в данном случае не более 3-х минут. Сам процесс желательно контролировать с помощью мультиметра, не допуская превышения напряжения более 3.3 В.

Кажется весьма спорным, но на специализированных форумах можно найти немало лестных отзывов о нем.

  1. Положите АКБ в пакет и поместите в морозильную камеру холодильника минимум на пол часа.
  2. Затем достаньте прибор и заряжайте в течение минуты.
  3. После этого необходимо дать батареи нагреться до комнатной температуры, после чего можно приступать к стандартной зарядке. Благодаря резкой смене температурного режима, контроллер перестает блокировать работу аккумулятора.

Один из самых кардинальных методов, который рекомендуется к применению только если все остальные манипуляции не дали результатов. Вам потребуются: лезвие бритвы, отвертка и клей.

  1. Отклейте наклейку с логотипом фирмы-производителя и техническими характеристиками.
  2. Срежьте бритвенным лезвием верхнюю крышку, которая закрывает собой электронную схему.
  3. Найдите главные контакты и замкните их с помощью металлического предмета.
  4. Приклейте крышку на прежнее место и дайте клею высохнуть.

Все перечисленные методы не дают гарантированного результата, но в ряде случаев все-таки позволяют восстановить литий-ионный аккумулятор . Особенно это актуально в тех случаях, если элемент питания совсем перестал подавать признаки жизни, а приобрести новый пока не представляется возможности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector